Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве
. Ее отец Авраам Быстрицкий был военным врачом-инфекционистом, капитаном медицинской службы. Мать будущей актрисы Эсфирь Быстрицкая работала в школе. Она назвала свою дочь Эллиной в честь героини пьесы «У врат царства» норвежского драматурга Кнута Гамсуна. Однако паспортистка ошиблась и записала имя с одной буквой «л».
В 1941 году отец Быстрицкой получил назначение на санитарно-эпидемиологическую станцию города Нежина. На летние каникулы к нему из Киева приехала семья. После начала войны
Авраам Быстрицкий работал в полевом госпитале, который создали в Нежине в конце июня. Туда же записалась добровольцем Элина Быстрицкая. Она ухаживала за ранеными — читала им газеты, разносила почту, писала под диктовку письма.
Студентка акушерской школы, филфака и театрального института
Элина Быстрицкая училась на отлично. Она писала в своих мемуарах: «Училась я с наслаждением. Обожала занятия по актерскому мастерству, по сценической речи, по движению. По пластике я была впереди других студентов. И даже вокал мне нравился». В свободное от учебы время она подрабатывала в цирке
— выступала в номерах иллюзиониста Эмиля Кио.
Партнером актрисы в «Неоконченной повести» стал Сергей Бондарчук
. Во время одной из сцен они поссорились. Позже Элина Быстрицкая вспоминала: «Я обиделась на Бондарчука, но все-таки мне пришлось понять простую истину: создавать что-то действительно ценное можно, лишь переступая через обиды и прочие эмоции. Входи в роль и делай то, что должен делать персонаж. Требуется время, чтобы к этому привыкнуть».
В 1958 году Быстрицкая сыграла в экранизации
«Тихого Дона» Михаила Шолохова. Ее снял режиссер Сергей Герасимов
. Актриса исполнила роль казачки Аксиньи. Быстрицкая мечтала сыграть ее со студенческих лет, а «Тихий Дон» был одним из ее любимых романов.
На роль Аксиньи пробовались Нонна Мордюкова
и Эмма Цесарская. Цесарская играла эту героиню в первой экранизации романа в 1930 году, а Мордюкова — в своем дипломном спектакле во ВГИКе
. Исполнительницу Аксиньи вместе с Сергеем Герасимовым выбирал автор «Тихого Дона» Михаил Шолохов. Именно он утвердил на эту роль Элину Быстрицкую. Актриса Людмила Хитяева, которая играла в фильме Дарью Мелехову, вспоминала: «Элина поразительно соответствовала описанию героини, данному в романе… Шолохова: она была красива, большеглаза, крутолоба».
Для роли Аксиньи Быстрицкая набрала пятнадцать килограммов. Актриса писала в своих мемуарах: «Я готова была на любые мучения, лишь бы не сойти с роли, стать если не Аксиньей, то хотя бы ее правдивым подобием. А для этого надо было быть казачкой…» Чтобы походить на свою героиню, Быстрицкая проводила много времени с профессиональным казачьим ансамблем. Его солистки научили артистку народным танцам и песням
. Быстрицкая подражала их речи, манере двигаться. Режиссер Сергей Герасимов несколько раз переснимал одни и те же сцены с участием актрисы, чтобы добиться достоверности.
Актриса Малого театра
В 1956 году Быстрицкая ушла из Вильнюсского театра и переехала в Москву. Она сменила много театральных коллективов, прежде чем попала в Малый театр
, о котором мечтала в детстве. Актриса писала в своих мемуарах: «За возможность работать в Малом театре я отдала бы все сокровища мира».
В 1962 году Быстрицкая исполнила роль баронессы Штраль в постановке драмы «Маскарад»
Михаила Лермонтова
. На спектакле присутствовал композитор Игорь Стравинский
, который в том году приехал в СССР из США. Он назвал Быстрицкую «музыкально звучащей актрисой».
В 1970-х Элина Быстрицкая играла в комедиях по произведениям Александра Островского
. О ее роли в спектакле «Бешеные деньги»
театральный критик Борис Алперс писал: «Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займет самостоятельное место в сценической истории «Бешеных денег» за последнее десятилетие. В нем есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли».
Личная жизнь и увлечения
Чтобы поднять популярность гимнастики, Быстрицкая обратилась за помощью к космонавту Юрию Романенко. Она писала: «Авторитет космонавтов тогда был очень высоким, героика космических полетов
еще не угасла». Романенко стал вице-президентом Федерации художественной гимнастики. Вместе с Быстрицкой они организовывали новые соревнования по этому виду спорта в СССР. Вскоре художественную гимнастику включили в программу Спартакиады народов СССР, а затем и Олимпийских игр.
Преподаватель и автор мемуаров
С 1978 года Элина Быстрицкая преподавала в Высшем театральном училище им. М.С. Щепкина
, а затем и на актерском факультете Государственного института театральных искусств им. А.В. Луначарского (сейчас — Российский институт театрального искусства, ГИТИС
).
Элина Быстрицкая продолжила играть в Малом театре. Ее последней ролью там стала Леди Китти Чемпион-Ченей в постановке «Любовный круг» по пьесе Сомерсета Моэма. Несколько сезонов актриса играла в спектакле «Перекресток» Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой
.